Иосиф Александрович Бродский. Поэт, эссеист, драматург.
Лауреат Нобелевской премии по литературе. Один из знаковых русских поэтов ХХ
века. Произведения Бродского переведены на все основные языки.
Безусловно, приятно осознавать, что ты являешься соотечественником
великого поэта.
Особенно приятно находить себя в стихах мастера. Так удобно,
разделить с ним свою печаль, погрузиться в омут бесконечных раздумий,
насладиться приятным мигом счастья.
Обратившись к раннему творчеству поэта, мы не становимся
заложниками взгляда на окружающий мир сквозь призму иллюзий, которым так часто
поддаются дети. Писать стихи Бродский начал в 18-19 лет. К тому времени он успел
побывать истопником в котельной, матросом на маяке, учеником фрезеровщика на
заводе.
Обращение к вечному, к вопросам жизни и смерти, любви и
разлуки, веры и духовной нищеты – то, что являлось основой лирики на протяжении
всего творческого пути. Бродский является автором новой литературной формы –
«больших стихотворений».
В каждом из них есть место для переплетения стихий, жизнь
уступает место смерти, вслед за любовью приходит разлука, одиночество, бедный духом
человек обретает веру и силы для дальнейшего существования.
Любовь в произведениях Бродского – чувство неоднозначное.
Оно может быть сильнее всех других чувств (
Я любил тебя больше, чем ангелов и самого,
И поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих.)
И поэтому дальше теперь от тебя, чем от них обоих.)
или быть едва осязаемым, хрупким (
В какую-нибудь будущую ночь
ты вновь придешь усталая, худая,
и я увижу сына или дочь,
еще никак не названных,— тогда я
не дернусь к выключателю и прочь
руки не протяну уже, не вправе
оставить вас в том царствии теней…).
ты вновь придешь усталая, худая,
и я увижу сына или дочь,
еще никак не названных,— тогда я
не дернусь к выключателю и прочь
руки не протяну уже, не вправе
оставить вас в том царствии теней…).
Чувство, вечно соседствующее с разлукой и одиночеством –
любовь, какой мы видим её глазами поэта.
Невозможно не обратить внимания на отношение Бродского к
Рождеству. На протяжении всего творческого пути было выпущено немало
произведений, в которых празднику Рождества отводилась особая роль (24 дек. 1971, Второе Рождество у моря(1971), Речь
о пролитом молоке(1967) и т.д.). В конечном счете, это стало особой
традицией для поэта – выпускать каждый год рождественское стихотворение.
У каждого человека свое отношение к одиночеству: кто-то его
боится, кто-то старательно избегает, ненавидит. Бродский преподносит нам
одиночество, как инструмент самопознания, без которого человеку невозможно жить
(Одиночество(1959)) .
И смерть уже выглядит не столько пугающе, сколько логично.
Смерть, как главный итог жизни, ведущий к вечному одиночеству (Холмы(1962)).
Характерной чертой поэзии Бродского является редкое
использование слов, закрепивших за собой какой-либо политический окрас,
накладывающий на них штамп, создавая цепь непрерывных ненужных ассоциаций.
Главные требования Бродского к слову: точность, экспрессивность, адекватность.
Не сторонился поэт использования и бранных слов. Отхождение от канонов, как в
плане формы, так и содержания стали особенностью стиля поэта (Двадцать сонетов к Марии Стюарт(1974)) .
Именно эта смелость позволила Бродскому подняться на ноги и гордо нести знамя
русской поэзии по всему миру.
У каждого складывается свое видение поэта. Кто-то Бродского
уважает и любит, кто-то считает его переоцененным и не заслуживающим внимания.
Многогранность личности мастера позволяет каждому найти в его трудах нечто
близкое, понятное: будь то тоска по родине или высокие чувства к возлюбленной,
трепет к родителям или неприязнь к завистникам, радость жизни или оглушающая
тишина одиночества.
Материал подготовил Василий Бойчук
Комментариев нет:
Отправить комментарий